Работа в эскизе
Содержание
- Создание эскиза, переход в эскиз и из него.
- Инструменты рисования
- Работа с текстом, текст по направляющей
- Вставка и перерисовка изображений
- Правильное размещение эскиза относительно начала координат
- Правильность контуров, ошибки в эскизе и способы их устранения
- Обычные, вспомогательные и осевые линии. Переключение между ними.
- Эскизные зависимости
- Использование сплайнов (кривых Безье)
- Степени свободы и полностью определенный эскиз
- Простановка размеров. Типы размеров.
- Использование проекционной геометрии в эскизах
1. Создание эскиза, переход в эскиз и из него.
- Ученик отслеживает текущий режим “в эскизе”/”не в эскизе” (в Autodesk Inventor – “зеленая галочка”)
- Ученик понимает разницу между «создать новый эскиз» и «перейти к редактированию существующего эскиза» и не плодит случайных эскизов в дереве построения.
2. Инструменты рисования
- Ученик знаком со всеми инструментами рисования эскиза, во всех ситуациях использует наиболее подходящий из них (например, не рисует прямоугольник отрезками, понимает, когда рисовать дугу от центра, а когда – по трем точкам и т.п.)
- Ученик знаком с эффектом “залипания” режимов рисования, не забывает нажимать ESC.
3. Работа с текстом, текст по направляющей
Ученик умеет:
- Написать в эскизе, а затем выдавить, простой текст;
- Отредактировать введенный текст;
- Изменить параметры шрифта для всего текста или выделенной подстроки. Ученик понимает, что изменения шрифта отражаются только на выделенном тексте;
- Ученик понимает, что сложные декоративные шрифты могут содержать самопересечения и не могут быть выдавлены;
- Построить текст по дуге;
- Управлять расположением дуги, предпочтительно – привязывая одну из точек к центру координат или другой существующей геометрии;
- Управлять размещением текста на дуге (направлением, положением, смещением от дуги).
4. Вставка и перерисовка изображений
- Ученик умеет выполнить вставку фонового изображения в эскиз, для его последующей перерисовки;
- Ученик понимает, изображения какого уровня сложности следует использовать для перерисовки (например, в контексте брелка – простые контуры, минимум штриховки, “усов”, объемных деталей и пр.);
- Ученик осознанно задает размер и положение изображения до начала перерисовки;
- Ученик знает, как зафиксировать изображение, чтобы избежать его случайного смещения (зависимостями фиксации, либо помещением на отдельный эскиз).
- Ученик анализирует замысел изображения, подбирая подходящие по смыслу эскизные примитивы (например, криво нарисованное от руки колесо может быть обрисовано окружностью, а не сплайном, не-вполне-параллельные линии сделаны параллельными и т.п.);
- Ученик знает типичные ошибки обрисовки (разрывы линий, петли) и умеет их избегать/исправлять.
5. Правильное размещение эскиза относительно начала координат
- Ученик учитывает симметрии моделируемой детали при создании начального эскиза, оптимально размещает его относительно центра кооординат (центрирует), используя совмещение точек.
- Ученик понимает, откуда берется центральная точка (это проекция центра координат), при случайном ее удалении может восстановить, снова спроецировав центр координат.
6. Правильность контуров, ошибки в эскизе и способы их устранения
- Ученик понимает, что такое замкнутый контур, в состоянии отследить замкнутость контуров на эскизе, восстановить замкнутость путем совмещения точек.
- Ученик умеет добиваться замкнутости контуров, используя команды продления и обрезания линий.
- Ученик понимает, что такое петли (самопересечения), в особенности при работе со сплайнами, и как их избегать
- Ученик умеет использовать возможности САПР для проверки контуров и устранения ошибок (в Autodesk Inventor — команды “замкнуть контур”, “Устранение ошибок” (“Sketch doctor”))
7. Обычные, вспомогательные и осевые линии. Переключение между ними.
- Ученик понимает разницу между линиями, создающими контур (сплошные и осевые), и вспомогательными линиями.
- Ученик понимает особенности использования осевой линии (при вращении – ось по умолчанию, при установке размеров – получаются диаметры)
- Ученик использует в эскизах только вспомогательные линии для вспомогательных построений;
- Ученик умеет включать нужный тип линии перед построением и не забывает отключать его после использования;
- Ученик умеет переключать тип линии для существующих линий.
8. Эскизные зависимости
- Ученик умеет уместно пользоваться следующими типами эскизных зависимостей:
- Совмещение точек (или точки с линией)
- Коллинеарность
- Касательность
- Параллельность, перпендикулярность
- Вертикальность, горизонтальность
- Равенство размеров
- Симметрия
- Ученик умеет находить и, при необходимости, удалять отдельные зависимости, в том числе автоматически созданные САПР.
9. Использование сплайнов (кривых Безье)
- Ученик использует сплайны только там, где они уместны по смыслу, избегая их использования в ситуациях, где достаточно отрезков и дуг (учитывая сложность полного определения эскиза со сплайнами).
- Ученик умеет строить сплайны, как с аппроксимацией, так и по управляющим вершинам.
- Ученик умеет конвертировать эти два типа сплайнов друг в друга
- Ученик умеет изменять форму сплайна, перемещая управляющие точки
- Ученик использует оптимальное (минимально достаточное) количество управляющих точек, понимает, что лишние точки ухудшают гладкость кривой
- Ученик умеет добавлять в сплайн управляющие точки и удалять лишние.
- Ученик умеет гладко сопрягать сплайн с прилегающими отрезками или кривыми, используя зависимости касательности либо коллинеарность управляющих отрезков.
10. Степени свободы и полностью определенный эскиз
- Ученик распознает цветовую маркировку полностью определенных или недо-определенных элементов эскиза, стремится сделать каждый эскиз модели полностью определенным (темно-синим, при стандартной цветовой схеме Autodesk Inventor).
- Ученик понимает, что такое степени свободы и может объяснить, почему те или иные эскизные элементы остались “зелеными” (недоопределенными)
- Ученик понимает и может обосновать, в каких (редких) случаях “зелень” на эскизе допустима
11. Простановка размеров. Типы размеров.
- Ученик умеет расставлять размеры разных типов:
- Линейные (вертикальные или горизонтальные),
- Длину наклонного отрезка (параллельно отрезку),
- Диаметры окружностей и радиусы дуг (не путая одно с другим!)
- Угловые размеры
- Начиная с самого первого эскиза, ученик всегда задает как минимум габаритные размеры моделируемой детали;
- Для начального эскиза сложной “художественной” формы (елочка, собачка и т.п), ученик использует габаритный (пунктирный) прямоугольник, окружность или другой способ обозначить/ограничить размеры моделируемого объекта;
- На моделях технических деталей, ученик всегда расставляет достаточное количество размеров для полного определения эскиза;
- Ученик избегает многократного задания одинаковых размеров, используя вместо этого зависимости равенства размеров, параметризацию (размер, заданные ссылкой на другой размер) или массивы эскизных элементов;
- Ученик знаком с понятием “designer’s intent” (“намерение разработчика”): расстановка размеров должна отражать назначение детали и обеспечивать возможные изменения размеров без искажения формы.
12. Использование проекционной геометрии в эскизах
- Ученик использует проекции во всех ситуациях, когда необходимо связать эскизный элемент с существующей геометрией;
- Ученик старается минимизировать количество спроецированных линий, ограничиваясь только необходимыми для построения.
- Во всех случаях, когда спроецированные линии по смыслу являются вспомогательными, ученик отмечает их как вспомогательные (делает пунктирными). В эскизе не должно оставаться сплошных линий (спроецированных или нет), не относящихся к основному контуру.
- Ученик понимает разницу между спроецированной одиночной линией, спроецированным контуром (при проецировании грани) и спроецированными ребрами сечения. В частности, ученик понимает, как удалять проекции контуров и сечений.
- Ученик понимает, что Autodesk Inventor может выполнять автоматическое проецирование, умеет использовать или отключать эту функциональность (предпочтительно – отключать).